Русскому миру от коренного Буковинца (ЛИСТ ДО РЕДАКЦІЇ)

МОВОЮ ОРИГІНАЛУ /


В социальной сети Вконтакте недавно появилась группа Черновицкая Народная Республика. Как то в одночасье она стала насчитывать более сотни участников, которые решили позаботиться о нашей судьбе. Совсем не удивительно, что подавляющая ее часть это жители России. Хотелось дать ответ этим….


Я родился в Черновцах в 50-е годы и прожил в этом очень красивом, самобытном городе всю свою жизнь. Моя бабушка и дедушка родились еще в австрийский период Буковины, были простыми людьми, но знали 5 языков. Моя мать родилась в румынский период и тоже знала 5 языков. Я с трудом выучил один иностранный язык. Но не об этом речь. Буковина всегда была многонациональной и толерантной к различным культурам. До советского периода здесь русских практически не было.

Убегая от нового режима, до и после войны из Черновиц выехало очень много жителей. Это были поляки, немцы, евреи, румыны, а также украинцы, иммигрировавшие преимущественно в Канаду и Аргентину. Город остался абсолютно не разрушенным войной и с пустующей жилплощадью. Его массово заселили новые некоренные поселенцы, преимущественно с востока и преимущественно русскоязычные. Это были разные люди, как хорошие, так и плохие. Но этих людей было так много, что они начали создавать новый особый межнациональный климат на Буковинской земле. Употребление различных языков значительно сократилось. Пришедшие на эти земли русские на правах победителей не стали органично адаптироваться в культуру региона. Появились русские школы, в которых изучение украинского языка было просто символичное. Такая была государственная политика по национальному вопросу в совковый период.

Лично мне пришлось столкнуться с особенностями внесенными русским миром на буковинскую землю уже в детстве. Я вспоминаю как будучи мальчиком, возвращаясь, домой со школы, меня неоднократно унижали и избивали какие-то мальчишки. Все они разговаривали на русском, были постарше и нападали гурьбой. Повзрослев, в 70тые я столкнулся с тем, что надо за себя стоять силой. В городе было множество всяких группировок, образовавшихся по территориальному признаку. Кто помнит это Тралка, Джамбула, Большой сад, Кресты, Кемпинг, Роша и другие районные банды, которых я уже и не помню. Но одно я помню, это была русскоязычная гопота, дети недавних переселенцев. Вечером по городу передвигаться было совсем не безопасно, могли пристать, требовать деньги, просто унижать. Между группировками периодически возникали разборки. Как мне рассказывали мои предки, для Буковины начала века это было совсем не характерно. Как в австрийский, так и румынский период было совершенно безопасно в городе. Чтоб как-то защитить себя пошел на бокс, стал разговаривать на русском, завел себе «корешей» в различных группировках и уже сам «решал» вопросы.

Я до сих пор не могу понять, почему у этого русскоязычного молодежного населения тех времен была такая неприязнь к сельским ребятам. Да они разговаривали на украинском, они выглядели иначе, их легко можно было увидеть в городской толпе. Одетые бедно, с национальными признаками они с опаской ходили улицами. Эти молодые люди приезжали в город из окрестных сел учиться в ПТУ. Их называли рагулями и зверски избивали. Отымание у рагулей(рогатых) денег было обычное занятие у русскоязычной гопоты. Я был невольным свидетелем, как после разборки между сразу несколькими группировками, которая закончилась «выставкой» вина (были тогда популярные вина для гопоты – биомецын и всякая крепленая дрянь) не все разошлись миром. Неутоленная энергия агрессии вылилась в то, что наиболее разгоряченные представители из обеих сторон объединились и пошли к общежитию ПТУшников. Выстроились в две колоны, и всех кто выходил из общежития избивали, пока они проходили через строй. Ребята падали, не доходя до конца строя. Один сельский паренек тогда потерял глаз.

Был у меня и самый лучший друг детства. Его родители приехали из Сибири и работали железнодорожниками. Это была прекрасная семя. Дядя Вася, конечно, натаскал всякого инструмента из железнодорожного депо. Нас он научил пользоваться любым инструментом, за что я ему безмерно благодарен. А вот его сын, мой лучший друг, после двадцати лет примерной жизни спился, сделал ходку за драку и к 40ка просто сгорел, а был в молодости огромный, краснощекий детина.

Только к концу 70-х в городе местные власти и я думаю, местная миролюбивая культура Буковины переварила привнесенные извне традиции русского мира. Русский язык, правда, прижился и повсеместно используется, но агрессивность пропала. Прошли годы, пока Буковина интегрировала в себя потомков пришельцев и примирила всех, они стали теперь нашими.

Сейчас это спокойный город, в котором можно безопасно гулять ночи напролет. И что теперь русский мир опять хочет принести нам. Не ходили бы вы сюда. Вы принесете только агрессию, вражду и разруху, которая нас миновала во время мировых воин. А лучше просто приезжайте в гости. Август - сентябрь у нас обычно прекрасная погода. Попьете кофе на Кобылянской, пройдетесь по брусчатке, послушаете музыку уличных музыкантов о главном и ну ее всю эту геополитику в жопу.

Иван ЯКУБОВСКИЙ, для БукІнфо (с)
Фото з архіву сайту

 Купити квартиру в Чернівцях
Більше новин по темі:
Не пропускайте важливих новин!
Увімкніть сповіщення, та отримуйте новини моментально після публікації